Перекресток трех мостов

Наша прогулка по Петербургу Достоевского заканчивается в одном из самых живописных уголков Петербурга – в Коломне, у Никольского собора, на пересечении двух удивительно непохожих друг на друга каналов: Крюкова и Грибоедова. Крюков канал, несмотря на название, абсолютно прямой и, говоря словами Достоевского, «умышленный».

Перекресток трех мостов: каналы Грибоедова и Крюков

Усилиями Семена Крюкова, лично известного государю Петру Великому, канал был прорыт между Невой и Фонтанкой в первой трети 18 века и навсегда сохранил для истории имя знатного подрядчика. Канал же Грибоедова, некогда бывший речкой Глухой или Кривушей, в отличие от Крюкова живописно петляет через всю центральную часть Петербурга. В свое время Екатерина II не пожалела более миллиона рублей из казны на его благоустройство, хотя ее окружение предлагало более простое решение – просто засыпать жалкую речку.

Перекресток трех мостов: каналы Грибоедова и Крюков

Этот необычный водный перекресток – редкость даже для Петербурга, насыщенного водными артериями. Стоит вспомнить взгляд Достоевского на перекресток как на символ креста, духовного очищения. И в центре этого водного креста, среди красот Коломны, умиротворяется душа человека. К этому ощущению всегда стремился и сам Достоевский, и этого же чувства умиротворения так не хватало его героям…

Никольский собор

Похожий и непохожий на реальный Петербург, Петербург Достоевского продолжает жить. Тело города словно ищет встречи со своей душой, стремится преодолеть пропасть между формой и содержанием. Неслучайно у Николая Павловича Анциферова, который своей одноименной книгой фактически и ввел в оборот понятие «Петербург Достоевского», есть и другая работа. Называется она «Душа Петербурга».